Онлайн анкета для выдвижения на участие в творческом конкурсе Премии имени Владимира Гиляровского
  1. Обязательные для заполнения поля отмечены *
  2. *
  3. *
  4. *
  5. Какие из ближайших мероприятий и печатных проектов Премии имени Гиляровского вас заинтересовали для вашего участия в них в первую очередь?
  6. После отправки Вами анкеты наш секретарь свяжется с Вами в течение недели. Но если вдруг Вы не дождётесь ответа или Вам захочется задать какие-либо вопросы о премии или о наших мероприятиях и печатных проектах, звоните нам:
    +7 915 062 13 18 (Елизавета Кирильская, ответственный секретарь премии), (495) 788-17-10, (495) 788-47-11.
 

Официальный сайт международной литературной награды

Член жюри Премии имени Владимира Гиляровского:

Кедров Константин Александрович

Кедров Константин Александрович

Константин Александрович Кедров – поэт, литературный критик, философ. Доктор философских наук. Автор термина метаметафоры и философской теории метакода. Член исполкома Российского ПЕН-клуба.

Родился 12 ноября 1942 в семье артистов театра города Рыбинска Ярославской области, где они временно находились в эвакуации до 1945 года. Внучатый племянник основоположника русского сюрреализма художника Павла Челищева (1898-1957).

С 1960 года живёт в Москве. Проучившись один год в МГУ на факультете журналистики (1961-1962), после отчисления перевелся в Казанский университет, где окончил историко-филологический факультет. Вернувшись в Москву, в 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института Союза писателей.

В 1973 году в МГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века („Евгений Онегин“ А. С. Пушкина, „Герой нашего времени“ М. Ю. Лермонтова, „Мертвые души“ Н. В. Гоголя)». В это время знакомится с философом-имяславцем, учеником П. А. Флоренского – А. Ф. Лосевым.

1974 по 1986 годы работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте имени Горького. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, – среди этих авторов, в частности, Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Еременко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору:

«Метаметафора – это метафора, где каждая вещь – вселенная. Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чём пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной».

В том же году Кедров написал поэму «Компьютер любви», которая, как отмечает С. Б. Джимбинов, «может рассматриваться как художественный манифест метаметафоризма, то есть сгущённой, тотальной метафоры, по сравнению с которой обычная метафора должна выглядеть частичной и робкой». Годом позже Кедров выступил с новым манифестом, провозгласив создание группы «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз).

В 1986 году после появления в «Литературном обозрении» № 4 за 1984 года статьи Рафаэля Мустафина «На стыке мистики и науки» со ссылками на высказывания Ю. Андропова и К. Черненко о недопустимости идеализма К. Кедров прекращает преподавательскую деятельность в Литинституте и пишет заявление о переходе на творческую работу. Согласно документам, выданным К. Кедрову по его запросу архивным отделом ФСК в 1996 году, на К. Кедрова было заведено дело оперативной проверки под кодовым названием «Лесник» (по подозрению в антисоветской пропаганде и агитации), уничтоженное в августе 1990 года.

С 1988 года Константин Кедров начал участвовать в международной поэтической жизни, впервые выехав за границу для участия в фестивале советского авангардного искусства в Иматре (Финляндия). В 1989 году в издательстве «Советский писатель» вышла монография Кедрова «Поэтический космос».

В 1990 г. вышел первый поэтический сборник К. Кедрова «Компьютер любви» с послесловием Андрея Вознесенского:

«Константина Кедрова смело можно назвать Иоанном Крестителем новой метаметафорической волны в поэзии».

В 1991–1998 годах Кедров работал литературным обозревателем газеты «Известия». Евгений Евтушенко так оценивал его работу в этом издании в тот период:

«Не на кого не похожий-уникальный и в своих эссе и в своих поэтических экспериментах, и в своем преподавании уникального, словом, уникалист, теоретик современного взгляда на искусство, защитник новой волны, считающий, в отличие от пессимистов, что сейчас не расцвет литературы, а её распад; как редактор литературного отдела «Известий», превратил его из рупора официоза в проповедь авангарда».

В 1995 году вместе с другими членами ПЕН-клуба (А. Вознесенским, Г. Сапгиром, И. Холиным, А. Ткаченко) Кедров основал «Газету ПОэзия» (вышло 12 номеров), в 2000 году преобразованную в «Журнал ПОэтов» (вышло 10 номеров). Двадцать выпусков были переизданы в 2007 году под одной обложкой и названием «Антология ПО».

В 1996 году в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук в форме научного доклада по теме «Этико-антропный принцип в культуре».

21 марта 2000 года по инициативе и под руководством Кедрова впервые в России был отмечен Всемирный День Поэзии ЮНЕСКО в Театре на Таганке с участием руководителя театра Юрия Любимова, поэтов Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Алины Витухновской и Михаила Бузника, актёра Валерия Золотухина.

Член Союза писателей СССР (1989).

Лауреат международной южнокорейской премии «Манхэ» (2013), Международной премии и серебряной медали Давида Бурлюка, Международной премии, медали и диплома поэта и философа Григория Сковороды.

Книги

Поэтический космос. – М.: Советский писатель, 1989. – 333 с.
Компьютер любви. – М.: Художественная литература, 1990. – 174 с.
Утверждения отрицания. – М.: Центр, 1991.
Верфьлием. – М.: ДООС, 1992.
Вруцелет. – М.: ДООС, 1993.
Гамма тел Гамлета. – М.: Издание Елены Пахомовой, 1994.
Или он или Ада или Илион или Илиада. Вечера в Музее Сидура. – М., 1995.
Улисс и Навсекая. – М.: Издание Елены Пахомовой, 1998.
Метаметафора. – М.: ДООС, 1999. – 39 с.
Энциклопедия метаметафоры. – М.: ДООС, 2000. – 126 с.
Параллельные миры. – М.: АиФ принт, 2001. – 457 с.
Инсайдаут. – М.: Мысль, 2001. – 282 с.
Ангелическая поэтика. – М.: Изд-во ун-та Н. Нестеровой, 2001. – 320 с.
За чертой Апокалипсиса. – М.: АиФ принт, 2002. – 270 с.
Или (Полное собрание. Поэзия). – М.: Мысль, 2002. – 497 с.
Сам-ist-дат. – М.: ЛиА Руслана Элинина, 2003.
Метакод. – М.: АиФ принт, 2005. – 575 с.
Философия литературы. – М: Художественная литература, 2009. – 193 с. ISBN 978-5-280-03454-9.
Дирижёр тишины: Стихи и поэмы. – М.: Художественная литература, 2009. – 200 с.

Поделиться прочитанным в социальных сетях:


 

Вернуться к списку членов жюри Премии имени Гиляровского >>>

© Премия имени Владимира Гиляровского, 2014 – 2018.